Проектное внедрение требуется там, где нужно адаптировать программу к особенностям предприятия. Чаще всего под ним понимаются масштабные работы, в результате которых исходная версия программы подвергается значительным изменениям, которые и позволяют наилучшим образом приспособить её к существующим условиям.
Проектное внедрение требует серьёзной постановки задачи и тщательного проектирования, исходя из требований Заказчика. Формирование технического задания и функциональных спецификаций максимально детализируется, и только после этого стартует этап разработки.
При внедрении проекта преимущественно используется каскадная технологическая модель, которая предполагает последовательность действий и переход к следующему этапу только после завершения предыдущего. Как правило, основные этапы проектных работ совпадают с этапами стандартной технологии и различаются преимущественно по степени глубины разработки. Но при этом проектное внедрение, в отличие от стандартного, включает в себя этапы экспресс-обследования и анализа в обязательном порядке.
Этапы автоматизации
Описание этапов автоматизации лучше всего рассмотреть на примере «каскадной» технологии внедрения. От других технологий она отличается тем, что переход на каждый следующий этап начинается только после полного завершения предыдущего.
«Каскадная» технология преимущественно применяется при стандартном или проектном внедрении. Её важнейшие свойства – максимальная детализация на уровне формирования технического задания, которая и позволяет последовательно переходить от этапа к этапу.
Обследование и постановка задач – начальный этап, который имеет целью изучить существующие на предприятии бизнес-процессы, документопотоки, аналитику учёта, внутреннюю и внешнюю отчётность. Результаты обследования позволяют понять объём и сложность работ, и сформулировать основные задачи автоматизации – то есть способы и методы реализации проекта. Кроме того, на этом этапе определяется рамочная стоимость всех работ, а также стоимость работ по формированию Технического задания.
Формирование Технического задания – ключевой этап работы. На основе предыдущего этапа в нём описываются и согласуются изменения, необходимые для приведения базового продукта в соответствие со спецификой организации учёта на предприятии.
Заказчик, в процессе консультаций со специалистами Исполнителя, проясняет свои требования к системе учёта. Исполнитель формулирует и конкретизирует их, то есть создаёт Тех. задание на внедрение автоматизированной системы.
Составной частью Тех. задания является График работ, который позволяет как Исполнителю, так и Заказчику контролировать ход работ.
Адаптация программного продукта – комплекс работ по изменению типовой базовой версии программ реализующий требования Заказчика согласно Тех. заданию.
В соответствии с Тех. заданием выполняется настройка программного продукта под специфику учета на предприятии. Создаются формы ввода данных и получения информации.
Поставка и тестирование – необходимый этап работ, который позволяет проверить соответствие функциональных возможностей и эксплуатационных характеристик автоматизированной системы заявленным требованиям.
Проведение тестирования установленного программного обеспечения на соответствие Тех. заданию проводится на базе данных с тестовыми примерами на рабочих местах Заказчика. При проведении тестирования проверяются как отсутствие сбоев, так и результаты вычислений.
Обучение работников Заказчика включает в себя курсы ознакомления с программным продуктом "1С: Предприятие" в "Авторизованном учебном центре 1С" на территории Исполнителя, а также обучение в форме консультаций непосредственно на рабочем месте Заказчика.
В качестве дополнительной услуги могут быть составлены пользовательские инструкции, которые будут содержать описание:
· последовательности действий пользователя данного вида задач при ведении учета;
· документов, необходимых для ввода данных;
· отчетов, используемых для контроля и анализа учета.
Однако Заказчик не всегда готов оплатить эту работу. Составление инструкций – трудоёмкий и дорогостоящий процесс, стоимость которого может составить до трети всей стоимости работ.
Ввод в эксплуатацию адаптированного программного продукта продолжается в течение одного-двух месяцев. В течение этого времени могут быть найдены несоответствия программного продукта требованиям Тех. задания, не выявленные в ходе тестирования. Исполнитель устраняет эти несоответствия в течение оговорённого в договоре времени.
В ходе ввода в эксплуатацию нередко появляются дополнительные требования по функционалу и интерфейсу, не зафиксированные в Тех. задании. Такие требования квалифицируются как Дополнительные работы, а условия их выполнения оговариваются в приложении к договору.
Сопровождение бывает двух видов. Гарантийное предполагает срочное безвозмездное исправление скрытых ошибок, которые невозможно было выявить в результате тестирования и на этапе ввода в эксплуатацию.
По истечении гарантии, которая длится обычно до 3 месяцев с момента ввода в эксплуатацию, заключается договор послегарантийного сопровождения.
Существенным ограничением на применение проектной технологии становится невозможность её использования при сильно сжатых сроках проекта. Например, если срок реализации проекта составляет 3-4 месяца, то применение технологии «быстрого» внедрения позволяет начать эксплуатацию системы практически сразу.